Новости «Национального фитнес-сообщества»

Плохое бабье лето: из-за теплого сентября люди проигнорировали фитнес-залы

Теплая осень и желание россиян продлить дачный сезон серьезно затормозили темпы российской фитнес-индустрии. Вместо того, чтобы вырасти на 30%, продажи абонементов и услуг увеличились всего на 9%. Участники рынка надеются на возвращение корпоративных программ, которые рухнули с уходом иностранных компаний, и на реабилитацию участников «спецоперации»

Совокупная выручка российских спортивных клубов в сентябре 2024 года составила 13,86 млрд рублей, что на 5,3% выше аналогичного месяца 2023-го. Этот же показатель за три квартала 2024-го вырос на 9% по сравнению с тем же периодом прошлого года, до 139,49 млрд рублей. Такие данные приводятся в исследовании Национального фитнес-сообщества (НФС), которое объединяет более 3000 клубов из 85 регионов России. С исследованием ознакомился Forbes.

Все ключевые показатели отрасли в среднем в небольшом плюсе: за девять месяцев 2024 года продажи клубных карт выше, чем за аналогичный период прошлого года, в среднем на 8,5%, реализация дополнительных услуг — на 10,7%, посещаемость — на 10,8%. Но это далеко от того, на что надеялся бизнес.

Фитнес на даче

«Ожидания на начало осени были позитивными, но в итоге мы видим, что посещаемость на том же уровне, что и в августе, а это почти на 30% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, — сетует генеральный директор бренда XFIT Ирина Туманова. — Продажи нестабильны: карт реализовано на 4% меньше, чем в сентябре 2023 года, дополнительные услуги, включая персональный тренинг и выручку направлений баров и СПА, — ниже почти на 2%. Клиенты не торопятся принимать решение о продлении фитнес-абонемента и просят менеджеров перезвонить в конце октября или ноябре».

«В целом такая динамика настораживает, — констатирует глава НФС Елена Силина. — Отрасль припозднилась с выходом из низкого летнего сезона. Обычно продажи в сентябре были взрывными. Они росли на 25-30% по сравнению с августом, а в этом сентябре — только на 9%». Такое замедление она связывает прежде всего с погодными условиями: сентябрь в целом по стране выдался аномально теплым, в связи с чем потребители услуг продлевали свои отпуска, продолжали отдых на даче или выбирали занятия на свежем воздухе.

Еще одним негативным фактором стало повышение ключевой ставки ЦБ до 19%, что стимулировало банки увеличить проценты по банковским вкладам для населения. «С учетом этого россияне выбирали принцип накопления доходов, а не их трат, люди начали экономить на занятиях физкультурой и спортом. Фитнес — одна из сфер услуг, на которой экономят», — говорит Силина.

Расходы операторов тем временем увеличиваются. Больше 90% владельцев клубов заметили рост цен на коммунальные услуги на 20% с начала года, продолжает Силина, расходные материалы и траты на оборудование выросли более существенно — на 30%.

Все это заставляет бизнес поднимать цены. О 10%-ном повышении цен с сентября сообщил генеральный директор сети фитнес-клубов Drive Fitness Роман Вальчук. Аналогичные меры планирует и гендиректор сети фитнес-клубов TMPL FITNESS Игорь Зайцев: «Начало сентября оказалось достаточно слабым. Тем не менее до конца года мы планируем поднятие цены на клубное членство в размере 10%».

Корпорация на тренировке

Что же может добавить фитнес-клубам клиентов и выручки? «Развитие корпоративного спорта может помочь клубам увеличить доходы в условиях снижения покупательской активности и турбулентности в экономике», — полагает Силина. По ее словам, до ухода из России крупных международных корпораций на корпоративные продажи приходилось 10-15% общего объема, потом же они снизились до минимума — 1%.

В 2024 году доля корпоративных продаж абонементов в среднем по России выросла до 3%. В основном организации оплачивают годовое членство, также востребованы клубные карты на один месяц, в меньшей степени — на полгода и три месяца.

Фитнес для военных

Еще одной возможностью для фитнес-индустрии может стать предоставление собственной инфраструктуры для медицинской реабилитации военных, получивших ранения в ходе «спецоперации»* на Украине. В августе этого года НФС направила Минспорту и вице-премьеру Дмитрию Чернышенко письма с предложением предоставить медицинскую реабилитацию в фитнес-клубах военнослужащим, их семьям, а также гражданам, пострадавшим при выполнении задач военной операции. Forbes ознакомился с копиями писем. В начале сентября Чернышенко попросил Минспорт рассмотреть реабилитацию военных в фитнес-центрах.

Чтобы это произошло, нужно внести поправки в законы «О физической культуре и спорте» и «О статусе военнослужащих». Семьям мобилизованных бизнес предлагает предоставить специальные сертификаты с определенным номиналом для получения ими физкультурно-оздоровительных услуг, частично или полностью субсидируемых за счет бюджетных средств.

200 миллиардов

Результаты III квартала значительно отстали от ожиданий представителей фитнес-индустрии, однако шанс компенсировать падение в IV квартале есть, уверяют участники рынка. Последние числа сентября порадовали клубы посетителями, и отрасль вступила-таки в свой пиковый сезон.

TMPL FITNESS будет открывать новые локации полноразмерных клубов и мини-студий. TMPL FITNESS собирается развивать digital-продукты, такие как VR-тренировки. «Проект пока экспериментальный, как себя оправдает — узнаем к концу осени. Есть идея пригласить нутрициолога и вообще плотнее работать с медицинскими лабораториями», — говорит гендиректор сети фитнес-клубов TMPL FITNESS Игорь Зайцев.

«При условии роста продаж на 18% индустрия может достигнуть совокупной выручки в 200 млрд рублей по итогам 2024 года», — прогнозирует Силина.

 

Читайте об этом в Forbes: «Плохое бабье лето: из-за теплого сентября люди проигнорировали фитнес-залы»