Новости «Национального фитнес-сообщества»

По итогам 2023 года совокупный оборот российских фитнес-клубов вырос на 11,6% и составил 172 млрд рублей, посчитали аналитики Национального фитнес-сообщества. В следующем году рынок может вырасти еще на 18%, а обороты компаний достигнут 200 млрд рублей

Оборот фитнес-отрасли по итогам 2023 года составил 172 млрд рублей, что на 11,6% больше показателей 2022-го. Об этом говорится в исследовании Национального фитнес-сообщества (НФС), которое включает более 2700 фитнес-клубов из 85 регионов России. С ним ознакомился Forbes.

По итогам года выросли все ключевые показатели. Продажи клубных карт оказались на 3,2% выше, чем в допандемийном 2019 году, и на 12% выше, чем в 2022-м. Продажи дополнительных услуг лучше показателей 2019 года на 1,8% и лучше итогов 2022 года на 8,1%. Только посещаемость клубов оказалась на 2,7% ниже, чем в 2019 году, но превысила показатели прошлого года на 8,5%.

«Финансовые результаты 2023 года стали наилучшими с 2020-го, удачным год был и в плане открытия новых заведений, добавилось порядка 612 новых фитнес-клубов. Это число превышает показатели четырех прошлых лет», — говорит глава НФС Елена Силина. В 2022 году было открыто 572 клуба, в 2021 году — 400, в пандемийном 2020 году не было открыто ни одного фитнес-заведения, в 2019-м в России появилось 573 новых клуба.

Общее число работающих в стране клубов по итогам 2023 года составило 9050. В 2019 году их было 13 000. В 2020-м и 2021 году с рынка ушло 3250 и 1950 заведений соответственно.

Силина отмечает, что открытие новых проектов в отрасли стало высокозатратным в связи с общим увеличением цен на строительные материалы и оборудование. А наиболее доступным для отрасли на данный момент форматом стали студийные  проекты, реализуемые на площади от 70 до 500 кв. м и с вложениями от 1 млн рублей (танцы, йога, пилатес, любые групповые программы) и до 10 млн рублей (студии персонального тренинга со специализированным спортивным оборудованием). Именно на студийный формат приходится около 78% от общего количества открытых в 2023 году клубов.

«Надежда на то, что отрасль может существовать, вернулась примерно во второй половине года, мы заметили возвращающийся спрос, к нам потянулись клиенты, которые бросили спорт в 2021–2022 годах», — вспоминает гендиректор сети фитнес-клубов «СССР» Сергей Савинов. «В среднем продажи карт выросли примерно на 40% к 2019 году и около 30% к 2022 году», — добавляет генеральный директор сети World Class Николай Прянишников. «Весь минувший год люди старались экономить, пользовались базовыми опциями и не тратили деньги на то, без чего можно обойтись. Продажи фитнес-карт в декабре оказались на 4,5% выше, чем в 2022 году, и так как месяц не закончен, а впереди самая жаркая неделя предновогодних продаж, ведь зачастую фитнес-карты, блоки персональных тренировок и услуг спа-салонов покупают в подарок, мы надеемся, что цифры еще изменятся», — отмечает генеральный директор Xfit Ирина Туманова.

«Прогнозируемый рост выручки отрасли в 2024 году составит 18%, объем может превысить 200 млрд рублей, потенциал для роста рынка есть, но сдерживающим фактором является низкая маржинальность — не больше 7%», — говорит Силина. По ее мнению, другими сдерживающими для отрасли факторами являются высокие арендные платежи и тарифы, высокие налоги и страховые выплаты. Для стимулирования роста систематически занимающихся физкультурой и спортом россиян необходимо внедрение дополнительных мер господдержки, считает глава НФС.